Настройки шрифта
Киноклуб завоёвывает новые площадки. На этот раз заседание клуба впервые прошло на открытом воздухе — в городском парке! Назначено оно было на 22-го июня в 22-00. Никакого пафоса, просто 20-е числа июня это самые длинные световые дни и видеопроекция будет яркой только в тёмное время суток. За несколько часов до начала мероприятия прошла гроза. Участники киноклуба начали беспокоиться. Бесчисленные звонки и сообщения в группе киноклуба в Вотсапе полились также обильно, как и прошедший дождь. Однако, усилием воли организаторов программы, тучи сомнений были развеяны, и уже в половине десятого первые зрители стали подтягиваться на центральную площадку парка.
Это были завсегдатаи киноклуба (ну, и ещё парочка знакомых киносубъектов). Было решено разместить переносной экран прямо на крутой сцене (во избежание проблем с дождём). Поначалу поставили всего десяток стульев. Но, организаторы недооценили самоотверженность волоколамского зрителя. Вскоре пришлось принести ещё десяток стульев, а потом ещё десяток, и ещё. И вот, практически вся площадка оказалась занята.
После грозы воздух был свеж, но зрителей подогревало любопытство и желание увидеть фильм, анонсированный в афише. А увидеть им предстояло фильм Андрея Осипова «Восточный фронт». Фильм очень непростой. С непростой судьбой. Он полностью построен на немецкой кинохронике. Впервые представленный на одном из отечественных кинофестивалей, фильм потерпел сокрушительное фиаско. Повтор на следующем фестивале также не принёс режиссёру лавров. Автор долго думал, в чём же причина, ведь это уникальный материал – фильм полностью смонтирован из немецкой кинохроники. Смонтирован профессионально, работа звукорежиссёра и композитора на высоком уровне. Такая работа не может быть провальной. Андрей верил в материал. И решил сделать только одну поправку – убрал дикторский текст.
Новый показ на очередном фестивале принёс фильму заслуженную награду. Действительно, оказалось, что материал, собранный в этой картине, отлично говорит сам за себя и не нуждается ни в каких комментариях. Но, самое главное, современный зритель готов воспринимать этот материал и «читать» его без всяких комментариев. В таком варианте фильм получился по-настоящему документальным. Зритель остаётся один на один с этим материалом, и это производит сильнейшее впечатление.
Обо всём этом рассказал собравшейся аудитории организатор и бессменный ведущий киноклуба Р. Волков. Он подчеркнул, что фильм очень непростой и зрителям предстоит испытать очень неоднозначные эмоции, особенно в финале картины.
После традиционной просьбы перевести телефоны в беззвучный режим, Р.В. пожелал всем собраться с силами, чтобы досмотреть эту часовую картину до конца. И сеанс начался.
С самых первых минут все погрузились в удивительную атмосферу, созданную автором фильма из звуков и кинохроники. На экране происходило не просто путешествие во времени. Фильм Андрея Осипова это своеобразное эссе, исследование того, как такая великая нация, что подарила миру Шиллера, Гёте, Гейне, Баха, Бетховена, оказалась способной превратиться в орду головорезов, несущих разорение и смерть по всей Европе.
Фильм действительно произвёл сильное впечатление. После финальных титров в «зрительном зале» повисла тишина. Никто не решался произнести хоть слово – настолько глубоким было потрясение от увиденного. Ещё долго киноклубовцы не расходились, переполняемые эмоциями. Да, современный кинематограф может заставить по-новому переосмыслить казавшийся таким очевидным и понятным материал.
Чтобы развеять столь сильное впечатление, ведущий уверил всех, что впереди киноклуб ждут не менее сильные работы с более гуманистической, современной тематикой. Впереди ещё много интересных встреч. Каких – экран покажет.
Роман Волков